Dubai Airshow 2011: битва за небо

19 ноября 2011 - Администратор
article792.jpg

В Дубае (ОАЭ) в четверг завершился Международный аэрокосмический салон "Dubai Airshow 2011", который наряду с подобными выставками в Ле-Бурже и Фарнборо является одним из крупнейших и наиболее значимых в мире гражданской и военной авиапромышленности.

Дубайский салон собрал целый "букет" рекордов, приправил парочкой интриг и показал, что, несмотря на мировой финансовый кризис и волнения "арабской весны", страны Ближнего Востока представляют быстроразвивающийся и перспективный рынок гражданской и военной авиации, за который есть смысл побороться.

Начав собирать рекорды еще до своего открытия - по размерам выставочных площадей (325,6 тыс. кв. м), авиавыставка полностью оправдала ожидания организаторов "Dubai Airshow 2011". Поразило и число самих участников салона - более 1 тыс. компаний из 50-ти стран мира. Еще один рекорд ознаменовал уровень посещения авиашоу - 56548 человек. Список достижений пополнило также количество контрактов на приобретение воздушных судов, техническое обслуживание и программы летной подготовки, которые превысили в общей сложности 63 млрд долларов США.

Свой "миллиард" внесла и Украина: производитель двигателей компания "Мотор Сич" подписала контракт с холдингом "Вертолеты России" на поставку двигателей на оценочную сумму 1,5 млрд долларов США. Пообещав порадовать крупными сделками на десятки миллиардов долларов в плане приобретения авиатехники, Дубайский авиасалон свое обещание выполнил.

Битва за контракты на авиавыставки была нешуточной, но она того стоила. По данным концерна "Airbus", в ближайшие 20 лет ближневосточному региону потребуется 1921 новый пассажирский и грузовой самолет на сумму 347,4 млрд американских долларов. Еще большую цифру назвал концерн "Boeing": по его прогнозам, к 2030 году региону потребуется 2520 самолетов на сумму 450 млрд долларов США. К слову, главная борьба за контракты на "Dubai Airshow 2011" как раз и развернулась между этими двумя гигантами, которые к завершению салона стали рекордсменами по общей стоимости договоров. В частности, европейская корпорация "Airbus" заключила контракты об обязательных заказах и намерениях о покупке 211 самолетов А-320 и А-380 общей стоимостью 20,5 млрд долларов США. Ее главный конкурент, американский авиаконцерн "Boeing", получил заказы на сумму около 20 млрд долларов США без учета опционов.

В день открытия салона крупнейший региональный авиаперевозчик - дубайская компания "Emirates airline" - объявила о размещении заказа на приобретение 50 широкофюзеляжных лайнеров "Boeing 777-300ER" на сумму в 18 млрд долларов и опцион на приобретение еще 20 лайнеров на сумму 8 млрд долларов. Этот заказ стал наибольшим в истории "Boeing" по покупкам гражданских самолетов. В целом же, благодаря ему 2011 год для компании "Boeing" вышел наиболее успешным в плане продаж для программы 777.

Не обошлось и без интриг. Так, едва не сорвалось объявленное накануне авиасалона на 15 ноября подписание контракта между второй по величине авиакомпании Ближнего Востока, катарской авиалинии "Qatar Airways", и компании "Airbus" на поставку 50 самолетов "A320neo" и пяти лайнеров "A380" на сумму 6,4 млрд долларов. По некоторым данным, причиной этого могло стать смещение сроков начала доставки самолетов заказчику с 2013 г. на 2014 г. И хотя соглашение, ставшее для "Airbus" самым крупным на дубайском авиашоу, все же было подписано, оно, пожалуй, стало и самым стрессовым для руководства "Airbus".

Еще одним острым моментом был провал трехлетних переговоров между Францией и ОАЭ о поставках Эмиратам 60 истребителей "Rafale", призванных заменить устаревшие Mirage 2000-9. ОАЭ, которые считались первым потенциальным покупателем французских истребителей на 10 млрд долларов США, в четверг объявили об открытом тендере на поставку 60-ти истребителей. Так что, несмотря на все политические и дипломатические усилия Франции, предложение французов не удовлетворило эмиратскую сторону, которая назвала его коммерческие условия "неконкурентными и нерабочими".

Среди вероятных причин отказа от контракта называются высокая цена и неудовлетворительная для ОАЭ комплектация самолетов. Эмиратская сторона также настаивала на совместном производстве авиамашин для своих ВВС. На данный момент участниками объявленного Эмиратами тендера являются компании "Dassault" (Франция), "Boeing" и "Lockheed Martin" (США), европейский консорциум "Eurofighter", которые предлагают истребители "Rafale", "F/A-18E/F Super Hornet", "F-15 Eagle", "F-16 Fighting Falcon" и "Typhoon".

Статическая экспозиция "Dubai Airshow 2011" в нынешнем году была представлена более чем 100 образцами техники. Главной особенностью здесь стала возможность "вживую" посмотреть, пощупать, посидеть внутри заинтересовавшего образца. Ведь это намного привлекательнее и информативнее для потенциального покупателя, чем просто набор цифр и перечень технических характеристик.

В этом плане в отличие от западных компаний и по сравнению с прошлыми годами в рамках украинской экспозиций, к сожалению, не было представлено ни одного натурного образца техники. Достижения предприятий отечественного авиапрома страна демонстрировала информационной продукцией в виде макетов, буклетов, листовок, плакатов, электронных каталогов, панно, электронных презентаций и видеоматериалов.

На ависалоне в 2009 году на статической экспозиции Украина, помимо прочего, демонстрировала свой Ан-148 "вживую". Понятно, что возить на все выставки натурные образцы затратно, да и, наверное, не всегда имеет смысл. Однако, как отмечают эксперты, не в случае с авиасалоном в Дубае. Ведь в следующие 20 лет ближневосточному региону понадобятся самолеты на сотни миллиардов долларов, и за это нужно бороться.

Вместе с тем, учитывая заинтересованность региона винтокрылой авиатехникой, нельзя не отметить украинско-эмиратский проект по созданию многоцелевого гражданского вертолета с повышенной системой безопасности для ОАЭ. Полноразмерный макет винтокрылой машины "AVQ", создаваемой харьковским КБ "AeroVotex" под руководством Владимира Удовенко совместно с дубайской компанией "Quest Helicopters", был представлен на дубайском авиашоу. Вертолет является первым в новом семействе инновационных винтокрылых летательных аппаратов, отличается применением целого ряда разработок, являющихся новинками как для украинской, так и для мировой авиапромышленности.

По словам В.Удовенко, особенно приятно то, что в реализации проекта задействованы свыше полутора десятков авиапредприятий Украины. "Практически на сегодня - это проект вертолета, который при стопроцентной украинской разработке еще, как минимум, на 90% формируется из украинских комплектующих", - отметил В.Удовенко в беседе с корреспондентом УКРИНФОРМа. "Проект по созданию вертолета "AVQ" полностью украинский, он зарегистрирован в Госавиаадминистрации Украины как летательный аппарат, который будет сертифицироваться по украинским авиационным требованиям. Кроме того, крупноузловая сборка будет осуществляться в Украине, а окончательная сборка - в ОАЭ. Это будет четко оговорено в лицензионных соглашениях. Летные испытания вертолета будут осуществляться в Украине, сертификация - по украинским, эмиратским и международным стандартам", - отметил глава КБ "AeroVotex".

Он добавил, что все права на проект будут принадлежать украинской стороне. "Я поставил достаточно жесткие требования перед инвестором, чтобы наш вертолет, безусловно, анонсировался как украинская разработка. И мы это видим: в пресс-релизе компании "Quest Helicopters" оговорено, что разработка украинского КБ, и двигатели украинской компании "Мотор Сич", инвестор - компания "Quest Helicopters". Я считаю, что это совершенно честно", - отметил В.Удовенко, добавив, что в случае успеха проекта инвестор будет иметь права на продажу этой модели в арабском регионе.

Реализация проекта по созданию вертолета является прямым вложением денег в развитие украинской авиапромышленности, отмечает глава КБ "AeroVotex". "В настоящее время наше сотрудничество с ОАЭ - крайне выгодный для авиапрома Украины альянс, и я надеюсь, что в Украине это понимают", - подчеркнул он.

В то же время В.Удовенко считает, что реализацией проекта вертолета будет неплохо, в свою очередь, помочь ОАЭ в развитии их собственной авиационной промышленности. "Хочу отметить, что гендиректор ОАО "Мотор Сич" Вячеслав Богуслаев, посетив в первый день авиашоу наш стенд, предложил компании "Quest Helicopters" осуществлять крупноузловую сборку двигателей для нашего вертолета на базе эмиратского представительства "Мотор Сич". Поэтому я не сомневаюсь, что в случае успеха проекта выиграют все", - считает В.Удовенко.

Говоря о перспективах поднятия в воздух первого вертолета, В.Удовенко отметил, что если инвестирование будет продолжаться, то через год-полтора машина должна будет выйти на летные испытания. По крайней мере, в 2013 году в Дубае уже должен быть не макет, а настоящий вертолет, отметил он.

Разработка и сборка винтокрылых аппаратов в Украине началась в конце 1990-х годов. За прошедшие десять с небольшим лет, по оценкам специалистов, в этой области были достигнуты достаточно большие успехи.

На нынешнем же этапе компания "Мотор Сич" в рамках своего предприятия развивает направление модернизации вертолетов Ми-2, Ми-8. Также на ее собственной базе создается вертолетное конструкторское бюро. Что касается государственной поддержки вертолетостроения, как отметил глава КБ "AeroVotex", главным является то, чтобы Украинское государство понимало необходимость механизмов, поддерживающих, прежде всего, развитие науки и промышленности в стране, и это было бы наиболее значимым.

Следующий авиасалон, "Dubai Airshow 2013", несколько сменит свою прописку и пройдет уже в Dubai World Central. Там авиашоу раскинется на еще большей площади, готовясь бить очередные рекорды и покорять всем "самым-самым" в гражданской и военной авиации. А также в очередной раз подтвердить свою роль главной региональной платформы для битвы производителей авиатехники за господство в небе.

Марина Федянина, Абу-Даби. 18 ноября 2011 года.

Похожие статьи:

Правовая защитаЧто нам ждать от пенсионной реформы

НовостиВыборы в парламент Украины пройдут в октябре 2012 года, выборы президента – в марте 2015

ПолитикаУкраина пустеет

ПолитикаИдейные наследники Геббельса в "государственном" прямом эфире

Политика«Наши деньги»: риторика правильного социализма

При комментировании материалов сайта соблюдайте правила общечеловеческой этики Понравился материал? Поделитесь с друзьями

Рейтинг: 0 Голосов: 0 1841 просмотр

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Владельцы этого сайта никогда не разделяют точку зрения авторов

По просьбе правообладателей будет удален любой контент, к которому есть обоснованные претензии

[b][/b]
[b]
[/b]