Верховная Рада приняла за основу проект Уголовного процессуального кодекса Украины

9 февраля 2012 - Андрей Митяев
article1367.jpg

Проектом (№ 9700) предлагается установить порядок уголовного судопроизводства на принципах приоритетности прав и свобод человека, обеспечить реализацию принципов состязательности и равенства сторон обвинения и защиты в уголовном процессе, усовершенствовать и оптимизировать процедуры уголовного производства и повысить оперативность уголовного судопроизводства.

 

Согласно проекту, основной задачей КПК является создание равных возможностей для каждой из сторон в уголовном процессе и реальное внедрение в уголовное судопроизводство принципа состязательности, при котором результат рассмотрения судом конкретного случая привлечения лица к уголовной ответственности будет зависеть исключительно от обоснованности позиции сторон.

 

С этой целью сторонам уголовного судопроизводства предлагается предоставить равные права относительно представления доказательств непосредственно в суд. В частности, предполагается ввести новый порядок, согласно которому суд может основывать свои выводы исключительно на тех показаниях, которые он непосредственно получил от сторон уголовного судопроизводства в судебном заседании, или были предоставлены следственному судье в судебном заседании во время досудебного расследования.

 

Проектом УПК предлагается существенно повысить уровень защиты прав и других участников уголовного производства. В частности, пострадавшему предоставляется объем процессуальных прав, что позволяет более эффективно отстаивать свою позицию в производстве и восстанавливать нарушенные права. Предполагается, что такие меры обеспечения производства, как привод, арест имущества, денежное взыскание за неисполнение процессуальных обязанностей, могут быть применены к участникам уголовного судопроизводства только судом.

 

Согласно предложенной в проекте УПК процедуре уголовного судопроизводства, процессуальное руководство расследованием будет осуществлять прокурор, давать поручения следователем (сотрудникам органов внутренних дел, Службы безопасности, органа, осуществляющего контроль за соблюдением налогового законодательства) и принимать или согласовывать ключевые процессуальные решения (сообщения лицу о подозрение, обращение с ходатайствами к следственному судье, составления обвинительного акта и т.д.).

 

Кроме того, функцию представительства государственного обвинения в суде по конкретному делу предполагается возложить именно на того прокурора, который осуществлял надзор за соблюдением законов органами, которые проводили досудебное расследование.

 

Также проектом предлагается объединить ныне отдельные стадии дознания и досудебного следствия в одну - досудебное расследование, которое будет начинаться с момента поступления информации о совершенном преступлении в правоохранительные органы и, которая обязательно вносится в Единый реестр досудебных расследований.

 

Необходимость принятия формального акта для возбуждения уголовного дела (ныне - постановление о возбуждении уголовного дела) проектом УПК не предусмотрена.

Проектом предлагается, что оперативно-розыскная деятельность, связанная с расследованием преступления, и следствие осуществляться в рамках единого процесса расследования, а все процессуальные действия (оперативно-розыскные и следственные действия) могут проводиться только после начала уголовного производства по делу.

 

Исключительно по решению следственного судьи предлагается осуществлять:
избрание меры пресечения и продления их сроков; негласные следственные действия, ограничивающие конституционные права лиц;
наложение ареста на имущество;
принудительный привод;
наложения денежного взыскания за невыполнение процессуальных обязанностей; отстранение от должности и т.п.

 

Для обеспечения независимой процедуры назначения следственных судей проектом предлагается внести изменения в Закон "О судоустройстве и статусе судей" и установить, что следователи судьи избираются в местных судах собранием судей соответствующего суда.

 

Проектом Уголовного процессуального кодекса предусматривается применение меры пресечения в виде содержания под стражей как исключение (действующий уголовный процессуальный закон предусматривает достаточно широкие возможности для чрезмерного и неоправданного применения меры пресечения). Для его применения сторона обвинения должна доказать в суде, что другие меры не смогут обеспечить должного поведения подозреваемого. В качестве альтернативы пресечения в виде содержания под стражей проектом предлагается расширить возможности для применения других мер, система которых существенно усовершенствована.

 

Проектом КПК также предлагается сократить процессуальные сроки, прежде всего путем дебюрократизации уголовного процесса, которая предусматривает: устранение необходимости составления многих "формальных" документов, широкое применение технических средств для проведения отдельных процессуальных действий (например, допрос в режиме видеоконференции), введение упрощенных видов производства, отмена института дополнительного расследования, лишения судов первой инстанции полномочий определять дальнейшую судьбу апелляционных жалоб, существенное ограничение оснований для назначения нового разбирательства в суде первой инстанции по результатам апелляционного пересмотра подобное.

 

С целью предотвращения случаев получения доказательств путем нарушения конституционных прав граждан проектом УПК предлагается установить четкий перечень негласных следственных действий, а также порядок их осуществления. При этом предполагается, что все негласные следственные действия, связанные с ограничением конституционных прав граждан, могут осуществляться при расследовании только тяжких или особо тяжких преступлений. Кроме того, предполагается, что большинство негласных следственных действий могут производиться исключительно на основании постановления суда по ходатайству следователя, прокурора, в котором они обязаны обосновать невозможность получения сведений о преступлении и лице, его совершившее, другим способом.

 

Проект УПК содержит положения, которыми предлагается обеспечить эффективное и оперативное рассмотрение уголовных дел, а именно: ввести упрощенную форму расследования и судебного рассмотрения уголовных проступков. В частности, предполагается ввести новую категорию "уголовные преступления", которая будет делиться на преступления и уголовные проступки по критерию тяжести. Проект, вводя понятие "уголовного проступка" не дает определения и состава этого вида уголовного правонарушения, это должно стать предметом регулирования отдельного закона, а лишь детально прописывает процедуру рассмотрения таких правонарушений, в том числе и упрощенные процедуры. В частности, в случае, если подозреваемый беспрекословно признал свою виновность в совершении уголовного правонарушения, не оспаривает установленные досудебным расследованием обстоятельств и согласен с рассмотрением обвинительного акта при его отсутствии, а потерпевший не возражает против такого рассмотрения, суд по ходатайству прокурора имеет право рассмотреть обвинительный акт в упрощенном порядке, без проведения судебного разбирательства в судебном заседании.

 

Проектом КПК также предлагается ввести уголовное производство на основании соглашений. То есть, предусматривается возможность заключения соглашения между прокурором и обвиняемым о признании виновности и соглашения о примирении между потерпевшим и обвиняемым, что позволит сократить время уголовного производства, поскольку сразу после достижения соглашения производства незамедлительно направляется в суд для ее утверждения.

 

Проектом предусматривается существенно расширить уголовное производство в форме частного обвинения. Согласно проекту, производство по данной категории может быть начато следователем, прокурором только на основании заявления потерпевшего. Отказ потерпевшего, его представителя от обвинения является безусловным основанием для закрытия уголовного производства в форме частного обвинения. При этом проект предусматривает достаточно широкий круг составов преступлений, в отношении которых применяется частное обвинение, используя в качестве критерия для их выделения тот факт, что такие преступления в основном наносят вред преимущественно частным интересам личности и не причиняют непосредственного ущерба государству.

 

Проектом также предлагается заменить металлическое заграждение, которым оборудовано место для подсудимого в суде, заграждением из стекла. В Заключительных положениях правительству поручается обеспечить финансирование такой реконструкции.
 

Похожие статьи:

НовостиСовет Европы оценивает проект Уголовного процессуального кодекса Украины, как "достойный"

НовостиРада приняла новый Уголовный процессуальный кодекс

Правовая защитаУПК – 2012: общие положения. Часть 1

Правовая защитаНовый УПК значительно расширяет права человека - Юрий Мирошниченко

Правовая защитаУПК-2012: участники уголовного производства (сторона защиты)

При комментировании материалов сайта соблюдайте правила общечеловеческой этики Понравился материал? Поделитесь с друзьями

Рейтинг: 0 Голосов: 0 2667 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Владельцы этого сайта никогда не разделяют точку зрения авторов

По просьбе правообладателей будет удален любой контент, к которому есть обоснованные претензии

[b][/b]
[b]
[/b]