Трансатлантический кастинг: новые роли для безопасностных актеров

12 июня 2012 - Администратор
article2053.jpg

Итоги Чикагского саммита НАТО внесли очередную порцию политической актуальности и дипломатической остроты к перманентной дискуссии между трансатлантическими союзниками вокруг совместных целей, с одной стороны, и специфических ролей и задач, с другой, которые могут и должны предусматриваться для США, НАТО и Евросоюза в современных и будущих глобальных безопасностных процессах.

 

Учитывая сложную ситуацию по реализации Совместной политики обороны и безопасности ЕС в условиях экономического кризиса и сокращения оборонных расходов, европейские союзники ощущают определенный дискомфорт по причине переориентации Соединенными Штатами политического, военно-стратегического вектора своей безопасностной политики от Европы до Азиатско-Тихоокеанского региона. Это, как известно, задекларировано в Стратегическом руководстве по обороне США, обнародованном 5 января текущего года. Обеспокоенности европейских союзников также прибавляет неоднократная критика со стороны высшего военно-политического руководства США о неподобающем финансировании оборонных расходов, предусмотренном в национальных бюджетах европейских членов НАТО.

В 2010 году США израсходовали на оборону 785 млрд долларов, в частности, профинансировали 75% бюджета НАТО. Общий оборонный бюджет европейских стран Альянса за аналогичный период составил 257 млрд долларов.

При этом европейские союзники способны перебросить около 100 тыс. личного состава для проведения операций за пределами ЕС. В то же время, возможности по перебрасыванию и обеспечению ведения боевых действий за рубежом вооруженных сил США составляют около 400 тыс. военнослужащих.

По убеждению руководителя отдела стратегических исследований Фонда международных отношений и внешнего диалога FRIDE Даниэля Кеобана, несмотря на имеющиеся недостатки в европейских оборонных процессах и новые внешнеполитические, оборонные приоритеты США, стабильность, безопасность и стабильное развитие Европы на фоне сохранения и укрепления роли НАТО на континенте остаются жизненно важным национальным интересом для этого государства.

В геополитическом, геоэкономическом и безопасностном измерениях это объясняется тремя факторами. Во-первых, трансатлантические экономические связи достигают около трети мирового товарооборота, безопасность чего должен усиливать Альянс.

Во-вторых, НАТО в Европе является гарантом того, что прямая внешняя военная угроза европейским странам не рассматривается на современном этапе потенциально возможной. Но уровни вызовов применения невоенных форм и средств агрессивного вмешательства, в частности кибер-атак, оцениваются очень высоко, как это произошло в случае с Эстонией в 2007 году.

В-третьих, ЕС граничит с нестабильным регионом Ближнего Востока, который остается важным приоритетом для Соединенных Штатов. Поэтому территория европейских союзников имеет геостратегическое значение для США при решении государством военно-политических задач на Ближнем Востоке.


Янукович Чикаго НАТО

Виктор Янукович на саммите НАТО в Чикаго


Несмотря на такую относительно положительно комфортную внешнеполитическую и безопасностную позицию США для европейских союзников, аналитик подчеркивает необходимость активных, эффективных решений и действий со стороны НАТО по укреплению и сохранению своей весомой роли как глобального безопасностного актера.

Следует сказать, что по результатам Чикагского саммита НАТО, в имиджевом, общеполитическом измерении Альянса удалось начать стратегический процесс, направленный на поиск, определение, консенсусное утверждение и практическую имплементацию целей и задач на среднесрочную и последующую перспективы. В частности, во время саммита было определено очертание командных структур и вооруженных сил Альянса на период до 2020 года (NATO Forces 2020), которые будут развиваться на обновленных принципиальных принципах сотрудничества, реализованных в концепции "Интеллектуальная оборона" (Smart Defense).

В то же время, сохранение и последующее укрепление европейских безопасностных, оборонных возможностей в форматах НАТО, ЕС и на национальном уровне отдельных стран, невозможно без изменения отношения к политике в этой сфере. Объективно, что военные, оборонные вопросы на сегодняшний день не являются приоритетом повестки дня европейской политики, общественного мнения и электорального выбора. В настоящее время европейцев больше всего беспокоят проблемы в сфере экономики, окружающей среды или нелегальной миграции. При этом политические круги, экспертная среда и население европейских стран в целом осознают отсутствие прямой военной угрозы территориям их стран. Кроме этого, европейцы преимущественно разочарованы и раздражены военными кампаниями в Ираке и Афганистане.

На этом фоне развивается главное политическое и военно-стратегическое противоречие между 26 европейских членов Альянса. Идет речь о роли, целях и задачах вооруженных сил в современном мире, а также принципах и основаниях их приложения - при условии отсутствия прямой военной угрозы против той либо иной европейской страны. Эксперт FRIDE Даниэль Кеобан предложил распределить 26 европейских стран-членов НАТО на три условных группы - в зависимости от позиции в этом вопросе. В первую вошли страны, готовые к применению национальных вооруженных сил для проведения операций за рубежом. Вторую группу составили государства, сосредоточенные на концепции применения собственных вооруженных сил исключительно для защиты суверенной территории (частично это связано с необходимостью сбережения бюджетных оборонных ресурсов). Третья группа представлена странами, тратящими минимум ресурсов на оборону и делающими наименьший вклад в развитие совместных оборонных возможностей союзников по НАТО и ЕС.

При условии преодоления указанных проблем и противоречий, считает аналитик, на актуальном этапе и в перспективе оптимально распределение роли и задач трансатлантической безопасностной оси может заключаться в такой конфигурации: НАТО должен гарантировать оборону территорий европейских стран-членов; ЕС целесообразно проводить под своим руководством операции в соседних регионах, если там нет интереса со стороны США; НАТО может привлекаться к проведению операций за пределами европейского континента при условии, если это будет проводиться при участии американской стороны.

Положения нового Стратегического руководства в сфере обороны США, которые предусматривают перенесение внимания к Азиатско-Тихоокеанскому региону, не значат, что Европа утратила приоритетность для американской безопасностной политики.

В то же время, европейские члены НАТО должны адекватно увеличить свою ресурсную и военно-политическую роль в процессах сохранения и последующего развития потенциала Альянса. На общеполитическом уровне это задание было частично решено за результатами Чиказькому саммита НАТО, на котором было определено очертание командных и военных структур союзников до 2020 года, который будет реализовываться по принципам обновленной культуры сотрудничества, - "Интеллектуальной обороны".

В свою очередь, Евросоюз, опираясь на общую военно-политическую поддержку со стороны США, должен активизировать процесс реализации Совместной политики безопасности и обороны, будучи в готовности самостоятельно проводить военные, миротворческие, гуманитарные операции в соседних странах, которые представляют для ЕС стратегический интерес.

Андрей Лавренюк, БРЮССЕЛЬ.

Укринформ

 

Похожие статьи:

НовостиНАТО не будет вмешиваться в ситуацию в Сирии - Расмуссен

НовостиНАТО продлевает операцию в Ливии на три месяца

ПолитикаЧетвертая мировая война:Ливия. Кто следующий?

ПолитикаПакистан ответил НАТО на авиаудар по блокпосту

НовостиВ Киеве состоится Форум Украина - Россия – НАТО

При комментировании материалов сайта соблюдайте правила общечеловеческой этики Понравился материал? Поделитесь с друзьями

Рейтинг: +1 Голосов: 1 1166 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Владельцы этого сайта никогда не разделяют точку зрения авторов

По просьбе правообладателей будет удален любой контент, к которому есть обоснованные претензии

[b][/b]
[b]
[/b]