Неправительственная провокация

4 мая 2011 -
article233.jpg

На прошлой неделе в СМИ просочилась информация о готовящемся в Верховной Раде законопроекте об ужесточении контроля за деятельность иностранных НПО на Украине. Инициаторами выступили депутаты парламента от Партии регионов. Информацию косвенно подтвердил депутат Вадим Колесниченко, заявивший о том, что деятельность некоторых неправительственных организаций непрозрачна. Очевидно, ужесточение контроля должно сказаться как на российских, так и на европейских и американских НПО, действующих в стране. «Политком.Ру» поинтересовался у экспертов: Кто наиболее пострадает от такого шага? Знакомы ли Вы с общей канвой или даже отрывками текста законопроекта? Какова вероятность его принятия?

 

Виталий Кулик, директор Центра проблем гражданского общества (Киев):

3 апреля 2008 года Европейский суд признал действующий украинский Закон "Об объединении граждан" противоретящим Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод, и недемократическим. Суд постановил, что украинское законодательство и практика его применения ограничивает право граждан на объединение. Согласно Закону "О выполнении решений и применение практики Европейского суда по правам человека" Украина должна привести Закон "Об объединении граждан" и практику его применения в соответствие с Конвенцией о защите прав человека и основоположных свобод и решением Евросуда.

На данный момент в Верховной Раде зарегистрирован законопроект № 7262-1 об общественных организациях, авторами которого выступают представители сразу несколько фракций, в том числе Партии регионов (представитель Президента в ВР Юрий Мирошниченко (Партия регионов), нардеп Андрей Пинчук), БЮТ (Сергей Подгорный и Андрей Шевченко), Блок Литвина (Юрий Литвин), НУ-НС (Леся Оробец), (Партия регионов). Этот проект получил позитивную оценку как институтов гражданского общества Украины, его поддержали международные доноры третьего сектора.

Проект предполагает упростить и удешевить регистрацию общественных организаций. Сократить срок регистрации до 3 рабочих дней независимо от статуса организации; предоставить исчерпывающий перечень из четырех документов (протокол об образовании, уставе, регистрационная карточка и документ, который подтверждает уплату регистрационного сбора), которые подаются для регистрации; установить регистрационный сбор, который не превышает размера сбора для других юридических лиц (сейчас – 10 необлагаемых минимумов доходов граждан, то есть 170 грн.) независимо от статуса. Утвердить порядок взятия на учет в других государственных органах, как для сдачи юридических лиц, – необходимые сведения им передает государственный регистратор и пр.

В то же время, авторы законопроекта не исключают, возможности внесения во время второго чтения поправок о прозрачном регулировании иностранного финансировании «третьего сектора». В Украине не хотят повторения цветных сценариев.

Некоторые депутаты от большинства, не совсем понимающие нынешнего политического мейнстрима Виктора Януковича, попытались даже торпедировать принятие нового закона. Возможно им показалось, что централизация власти и перезапуск конституционного транзита значит сворачивание демократических практик. По инициативе некоторых депутатов сейчас разрабатывается альтернативный законопроект, существенно ограничивающий права НПО. В первую очередь авторы проекта считают, что необходимо запретить иностранное финансирование НПО, ввести ограничения на регистрацию, внедрить разрешительный принцип проведения мирных собраний (сейчас в Украине действует прогрессивная уведомительная схема) и пр. Подобные инициативы не только подорвут европейский вектор Президента Януковича, но создадут опасный прецедент в обществе. Протестные настроения будут накапливаться в андеграунде и со временем могут стать угрозой национальной безопасности.

Поэтому, для Виктора Януковича, принятие проекта № 7262-1 предпочтительнее. Президент сделал ставку на качественную конституционно-правовую модернизацию страны. Украине предстоит председательствование в Совете Европе, ПАСЕ и в 2013 г. – в ОБСЕ. Создание благоприятного климата для НПО – это та тема, которая поможет укрепить позиции Киева в Европе, подтвердит европейский выбор Украины.

Владислав Стельмашук, политолог, журналист (Киев):

Полагаю, что на сегодняшний день по этому вопросу еще преждевременно делать какие-либо окончательные выводы. Обратим внимание: в СМИ говорится о том, что «в ПР приступили к разработке законопроекта», предусматривающий норму, согласно которой общественные организации могут существовать только на основе пожертвований украинских граждан. Таким образом, признается, что на данный момент законодательное предположение существует лишь в виде некоего наброска, а точнее – идеи. Окончательного же решения, может быть, пока нет.

Конечно, можно было бы предположить, что, на самом деле, изменения уже подготовлены, а разговоры о том, что депутаты лишь формируют «неформальную рабочую группу» по их разработке, представляют собою лишь некий отвлекающий маневр. Однако, если бы это было бы в самом деле так, то принятие ограничительного законодательства, ставящего во главу угла в вопросе формирования НПО требования государственного суверенитета и национальной безопасности, политически целесообразно было бы провести «блицкригом» (например, в рамках особой ускоренной процедуры, предусмотренной ч. 2 ст. 93 Конституции Украины), а не заниматься заблаговременной «подготовкой почвы», как это ныне делают руководители фракции ПР.

Так что, возможно, речь идет пока о предостережении (обращают на себя внимание обвинения руководителей фракции ПР в адрес Б. Березовского и западного бизнеса в финансировании акций, направленных против нового налогового кодекса). Финансируемые извне общественные организации предупреждают о возможных санкциях в случае, если они будут действовать по правилам образца 2002-2004 годов, напрямую вовлекаясь в политический процесс, и ставят перед выбором: либо отказ от политической активности, либо принятие ограничительного законодательства. Естественно, что в последнем случае ограничения могут быть использовано против любых находящихся на внешнем кормлении общественных структур, хотя объем поддержки общественных активистов со стороны Запада и России несопоставим: западные страны на протяжении длительного времени целенаправленно работают с украинским гражданским обществом. Напомним, что ранее по итогам массового участия НПО в «цветных» событиях были введены ограничения на внешнее финансирование общественных организаций в России (ужесточение отчетности, предоставление права контролирующим органам запрета на реализацию программ, несущих угрозу политическому строю, расширение проверок и т.д.).

Легко предположить, что в случае, если украинское руководство решится замкнуть финансирование общественных организаций на внутренних источниках, то оно столкнется с серьезным давлением извне.

Алексей Мартынов, историк, эксперт Центра политологического анализа и технологий (Донецк):

Без сомнения, неправительственные организации - это эффективный инструмент влияния на общественно-политическую жизнь данной страны, в том числе Украины. Во время "оранжевых" событий 2004 г. американские и вообще западные НПО сыграли ведущую роль в финансировании и консолидации сторонников Виктора Ющенко, фактически направляли ход "оранжевой революции", кормили и поили её "кадры", координировали их. Можно смело предполагать, что такие "политические" НПО являются прямой резидентурой западных спецслужб. Конечно, их деятельность нужно отличать от "чистых" НПО, которые, например, могут поддерживать научные проекты, вообще не относящиеся к политике, или действовать в рамках поддержки конкретной национальной диаспоры (например, немецких или польских соотечественников). Характеризуя стремления действующего украинского правительства ужесточить контроль за НПО, можно предполагать, как консервативно-политические, так и финансовые контексты. По опыту исполнения гранта от фонда "Русский мир" могу сказать, что украинским государством установлены дискриминационные налоговые условия при получении и реализации на проект грантовых средств. Между тем, учитывая прозападный курс внешней политики президента Януковича и его окружения, "похолодание" в отношениях с Россией, а теперь и с Белоруссией, очень сомнительно, что украинская власть будет прессовать западные НПО на Украине, поскольку вся её деятельность говорит о проамериканском и проевропейском векторе следования. А вот с учетом отказа официального Киева от интеграции в рамках Таможенного Союза, ЕЭП и СНГ, которое все меньше и меньше маскируется "братской" риторикой, вполне можно предполагать ужесточение контроля за российскими НПО на Украине. По существу, если такой сценарий будет реализован, произойдет очередная дискриминация гуманитарных прав российских соотечественников на Украине и очередное сужение их деятельности.

Ростислав Ищенко, директор Центра системного анализа и прогнозирования (Киев):

Пока никакой информации ни о содержании законопроекта, ни о сроках его принятия нет. Общественностью и СМИ он не обсуждается. Думаю, что если бы была реальная угроза, что какая-то группа из действующих НПО серьёзно пострадает - уже стоял бы серьёзный вой. Пока же я его даже на сайте Рады не нашёл. Там, правда, неважная система поиска - чтобы точно что-то найти, надо знать либо реквизиты, либо точное название, либо фамилию автора. Но, тем не менее, наиболее резонансные законопроекты найти можно. Думаю, что и когда бы не было принято, ни российские, ни американские, ни европейские НПО серьёзно не пострадают. Себе дороже связываться.

Подготовил Олег Горбунов для Политком.RU

 

При комментировании материалов сайта соблюдайте правила общечеловеческой этики Понравился материал? Поделитесь с друзьями

Рейтинг: +1 Голосов: 1 866 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Владельцы этого сайта никогда не разделяют точку зрения авторов

По просьбе правообладателей будет удален любой контент, к которому есть обоснованные претензии

[b][/b]
[b]
[/b]