Двойные стандарты Европы: украинская демократия или российские ресурсы?

26 ноября 2011 - Администратор
article849.jpg

Пока Президент Украины решает, где ему "необходимо быть" 19 декабря, когда в Киеве, как надеются оптимисты от дипломатии, должен состояться саммит Украина-ЕС, сама Европа серьезно задумалась о суровой необходимости изменения подходов в отношениях с представителем острейшего угла в этом геополитическом треугольнике - Российской Федерацией.

Нынешняя официальная риторика, а также информация о содержании неформальных бесед европейских политиков, которая "просачивается" в прессу, указывают на попытку Евросоюза снизить уровень напряженности в отношениях с Россией. И это несмотря на различные ценностные ориентиры в вопросах развития обществ, несоответствие российской политической системы европейским принципам демократии, обеспечения верховенства права и фундаментальных прав человека, что ранее было предметом жесткой критики со стороны ЕС и имело принципиальное влияние на развитие отношений с Россией.

Как результат, на сегодняшний день в европейских политических и экспертных кругах наблюдается усиление позиций, что ЕС должен уменьшить жесткую риторику и критическую оценку руководства России в вопросах демократических свобод. Вместо этого - акцентировать внимание на безопасности и экономической составляющей углубления отношений, в частности в части обеспечения надежной и непрерывной поставки российских энергоносителей, использования значительного торгового, трудового и ресурсного потенциала РФ для будущего обеспечения конкурентной возможности Европы в охваченном кризисными явлениями глобализированном мире.

Нельзя игнорировать тот факт, что Европа тем самым пытается предпринять такие внешнеполитические шаги, чтобы обеспечить надлежащие контакты и эффективность реализации своих интересов уже с учетом возвращения в 2012 году на пост президента РФ Владимира Путина - более жесткого и бескомпромиссного, но имеющего хорошие личностные отношения с лидерами Германии и Франции.

Обострение такого геополитического прагматизма почти "случайно" совпало во времени с развитием негативных тенденций в нынешних отношениях между ЕС и Украиной из-за непринятия украинской властью требований и предложений руководителей европейских институций и лидеров отдельных стран-членов в вопросе прекращения уголовного преследования оппозиционного политика Юлии Тимошенко и других бывших чиновников.

Знаковым сигналом со стороны ЕС о пересмотре принципов внешнеполитических подходов в отношениях с РФ стало письмо министров иностранных дел Германии и Польши к Высокому представителю ЕС по внешним делам и политики безопасности Кэтрин Эштон, обнародованное в немецких СМИ 12 ноября. В нем главы МИД Германии и Польши почему-то не очень критически акцентируют внимание на обеспокоенности европейских политических кругов относительно, мягко говоря, несоответствия европейским стандартам соблюдения демократических принципов в России. Здесь речь не идет, как это сегодня с Украиной, о "ненадлежащей атмосфере" для активизации политического диалога. Зато, политики подчеркивают необходимость участия ЕС в модернизации российской экономики и налаживания с РФ надежного партнерства в сферах поставок энергоносителей и безопасности, выведения состояния сегодняшних отношений из "летаргического состояния".

Интересно проанализировать причины участия Польши в этой инициативе (возможно, председательство в Евросоюзе добавило амбиций), что может свидетельствовать о тенденциях к потеплению в двусторонних отношениях с Россией, чего не происходило на протяжении последних десятилетий.

Неординарными также оказались идеи, обнародованные во время проведения неформальной части заседания Совета Европейского Союза по иностранным делам 13 ноября. Как пишет европейская пресса, Германия и Франция якобы предложили как можно скорее начать переговорный процесс по либерализации, отмене визового режима с РФ на преференциальных, льготных принципах. Даже при условии, что российская сторона не соответствует критериям по этой проблематике, которые выдвигаются к другим партнерам, в частности Украине, Молдове и Грузии, с которыми такой визовый диалог уже ведется.

Такие действия могут стать негативным примером, который подтвердит преимущество экономического и безопасностного прагматизма Европы над уважением к менее влиятельным и мощным партнерам.

Даже приближенная к европейским институциям пресса указывает на двойные стандарты в политике Евросоюза в отношении Украины и некоторых других государств, в частности, когда идет речь о зависимости развития политического диалога от состояния демократии и соблюдения прав человека.

"На фоне угроз относительно отмены саммита ЕС-Украина в декабре Эштон на прошлой неделе встретилась с министрами иностранных дел Армении, Азербайджана и России, но очень мало говорила о правах человека, которые нарушают эти режимы", - говорится в публикации европейского издания.

EUobserver также констатирует, что в Брюсселе заместители Эштон встретились с главой МИДа Узбекистана, который "оценивается, как одна из наиболее репрессивных стран в мире вместе с Северной Кореей и Зимбабве".

В то же время, Высокий представитель ЕС по международным делам и политике безопасности не подтвердила (так говорят дипломаты, а на практике это значит - отказалась) совершить визит в Киев накануне перенесенного (считайте - отмененного) визита Президента Украины в Брюссель 20 октября. Зато Эштон посетила Москву 17-18 ноября для участия в заседании Постоянного совета партнерства между ЕС и Россией. Очень актуальный визит и символический формат российского заседания. При этом стороны напряженно готовятся к саммиту ЕС-Россия, который состоится 15 декабря. И ни один европейский или российский политик не спекулирует вокруг возможности-невозможности проведения мероприятия на высшем уровне. Это еще раз указывает на то, что ЕС в настоящее время пытается снизить напряженность и переключить внимание с состояния демократических процессов на прагматичное экономическое сотрудничество с РФ и вопросы безопасности.

Нынешнее обострение отношений в формате ЕС-Украина (из-за непринятия в Брюсселе и многих других европейских столицах внутренней политики украинского руководства) также можно связать с этими актуальными тенденциями.

Очевидно, что прагматичное сближение Европы и России приведет к снижению внимания к Украине. Следовательно, украинская сторона стоит перед угрозой утраты европейского рычага как последнего аргумента в отстаивании независимой позиции под диктатом России и балансировании на грани возможностей внешнеполитической эквилибристики.

Андрей Лавренюк, БРЮССЕЛЬ. 25 ноября 2011 года.

Укринформ

Похожие статьи:

Правовая защитаЧто нам ждать от пенсионной реформы

ПолитикаИдейные наследники Геббельса в "государственном" прямом эфире

НовостиВыборы в парламент Украины пройдут в октябре 2012 года, выборы президента – в марте 2015

ПолитикаУкраина пустеет

Политика«Наши деньги»: риторика правильного социализма

При комментировании материалов сайта соблюдайте правила общечеловеческой этики Понравился материал? Поделитесь с друзьями

Рейтинг: 0 Голосов: 0 1325 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Владельцы этого сайта никогда не разделяют точку зрения авторов

По просьбе правообладателей будет удален любой контент, к которому есть обоснованные претензии

[b][/b]
[b]
[/b]