Интернет и дети: плюсы и минусы виртуального мира

15 августа 2011 -
article340.jpg

 Ваш ребенок  не выходит из дома без телефона, плеера и электронной игрушки? Вы уже смирились со счетами за Интернет и мобильную связь, но не можете смириться с тем, что электронные новинки отнимают у Вас ребенка? Вы отчаянно просите свое чадо пойти погулять, подкладываете мальчику мяч, а девочке – ролики, но все бесполезно? 

 
Молодому уму неинтересно все, что не имеет кнопок и ЖК-дисплея.  Но не спешите  усердствовать в запретах – нашим детям предстоит жить в высокотехнологичном мире.  И, хотя многие взрослые стойко уверены в том, что Интернет – это зло, уводящее детей от жизни и живого общения, для детей, имеющих проблемы с коммуникацией и восприятием окружающего мира, контакт с миром через сеть часто становится спасением. Контактирование, пусть и удаленное, с другими людьми, незнакомыми, говорящими на разных во всех смыслах языках, полезно в плане формирования у подростка представления о мире и расширения кругозора. Общение в сети – это не напасть, это новая реальность, в которой обитают «цифровые мигранты» и «цифровые аборигены». Иммигранты – это взрослые, познакомившиеся и приспособившиеся к виртуальному миру относительно недавно. Дети же – это аборигены, которые родились и живут в непрерывном потоке информации. Можно сказать, что даже их мышление работает иначе. Поэтому не ждите от них интереса к играм, книгам и фильмам Вашей юности. Зато, если мы с разной степенью активности пользуемся виртуальной реальностью, то наши дети в ней живут. И страничка в социальной сети – не просто дневник, это что-то сродни паспорту или досье. 
 
Знакомить ребенка со всемирной сетью стоит вместе с подготовкой к школе. Многие учебные заведения практикуют электронные семинары, онлайн-дневники и взаимодействие с родителями через сеть. С поступлением в первый класс можно разрешить завести страничку в популярной социальной сети, чтобы общаться с одноклассниками на равных. Важный момент: если Вы сами покажете ребенку, как создать страничку, как добавить фотографии, как составить рассказ о себе, и первым добавите его «во френды» , это поспособствует укреплению Вашего пользовательского авторитета у ребенка и он не будет стесняться рассказывать Вам о том, как проходит его виртуальная жизнь, а это очень важно. Это убережет нас в будущем от многих сюрпризов, о которых далее. Однако, не рекомендуйте и не подсказывайте ребенку пароль – пусть его страничка будет его личным пространством. 
Старайтесь не контролировать демонстративно, на каких сайтах сидит Ваш ребенок. Конечно, Вы всегда можете посмотреть, какие адреса и какие поисковые запросы он набирал, но не расспрашивайте его о чем-то, что мельком увидели из-за его плеча. Помните, что дети могут очень смущаться и стесняться самых простых вещей, кажущихся нам милыми и трогательными. Мальчик может увлечься аниме (что считается женским хобби), а девочка – писать стихи, к примеру. Поэтому не заглядывайте в монитор поверх его плеча, а беспокоящие Вас сайты, такие, как порно, экстремистские, полные вирусов сайты гадалок и интернет-казино, сектантов и просто не нравящиеся Вам, - заблокируйте. 
Другая опасность, подстерегающая беспечных родителей – это Интернет-зависимость ребенка. Даже, если в детстве он свыкся с мыслью, что крушить монстров можно всего два часа в день, общение с живыми людьми может увлечь его гораздо сильнее. Он не просто не может без компьютера – он не может без виртуального общения. Даже, когда ему никто не пишет, он бесцельно бродит по профилям незнакомых людей, оставляет свои комментарии и оценки в надежде на общение, переставляет свои фото в альбоме, удаляет и добавляет записи, заводит все новые дневники в новых соцсетях, добавляет в друзья тысячами. Он специально ввергается в личное пространство других людей, часто даже хамит и троллит, лишь бы общение не прекращалось. От компьютера его не оторвать, оказавшись офлайн, он дергается и думает только о том, что происходит в его виртуальном мире. Ему проще написать письмо или сообщение в ICQ, чем спросить что-то вербально. Это зависимость!
 
Признаки Интернет-зависимости следующие: 
- чрезмерное увлечение Интернет-ресурсами, особенно вновь открывающимися 
- зацикленность на Интернете, попытки сесть за компьютер в любом месте, где он есть 
- предпочтение Интернета любым другим развлечениям 
- невозможность контролировать время, проведенное в сети 
- готовность пожертвовать потребностями (еда, сон, прогулка) и обязательствами (посещение школы, ВУЗа, помощь по дому) ради общения в сети 
- он стесняется своей зависимости и врет о том, сколько времени просидел у компьютера 
- склонность завышать значимость мнений своих Интернет-друзей 
- неспособность завести дружбу и знакомство в реальности при активной онлайн-жизни и большом количестве виртуальных друзей 
- неспособность отличить виртуальный мир от реального (сильно расстраивается, поссорившись в сети, примеряет на себя описанные в Интернете случаи, выбирает себе авторитеты из числа популярных пользователей) 
- не выключает компьютер, подходит к нему каждые 5 минут, ест и перекусывает за компьютером, засыпает у компьютера, никуда не ходит без компьютера 
- неспособность занять себя в отсутствии возможности пообщаться в сети 
 
Чтобы не дошло до крайностей, попробуйте следовать нескольким правилам родителя «продвинутого юзера»: 

1. Признайте право своего отпрыска на общение с кем-то, кого Вы не знаете. Даже если Вы в целях контроля и успокоения зарегистрируетесь на всех ресурсах, где зависает Ваш ребенок, Вы не сможете читать скрытые и личные сообщения. Однако, зарегистрироваться на этих ресурсах не запрещается: чтобы Ваше чадо не теряло ощущения с реальностью, стоит иногда появляться на его страничке, иногда писать комментарии (по делу, например, напомните ему о том, что пора делать уроки), чтобы он ощущал Ваше присутствие. Однако, не переборщите. 

2. Выразите понимание и уважение склонностям ребенка вести онлайн-дневник. Похвалите его мысли, стихи, фотографии, или его стиль общения. Осведомитесь, можно ли Вам изредка заходить и читать те записи, которые он публикует для открытого просмотра. Если ребенку такое не понравится – согласитесь с его решением и не заходите в его дневник без необходимости. 

3. Напоминайте ребенку, что пора прекращать общение и ложиться спать (идти кушать, учить уроки). Действуйте жестко – вплоть до выключения компьютера. 

4. Если ребенок в гостях или у Вас на работе пытается сесть за компьютер, объясните ему, что углубляться в личное при посторонних неприлично. Научите ребенка терпеть неудобства, связанные с невозможностью выйти в сеть. 

5. Объясните ребенку об опасностях, подстерегающих его на просторах сети. Запретите под любым эффективным страхом посылать смс на предлагаемые номера, давать незнакомым людям свои адрес и телефон, ругаться с людьми, даже если человек его оскорбляет (быть может, даже посоветуйте в этих случаях обратиться к родителям). У ребенка не должно быть иллюзий по поводу радужности и дружелюбности Интернета. 

6. Поощряйте в ребенке склонность к хобби или спорту – в этом случае у него будет меньше вероятности заболеть Интернет-зависимостью 

7. Составьте список того, что нельзя делать за компьютером. Например, кушать, делать уроки, говорить по телефону, читать книгу, заниматься рукоделием. 

8. Доведите до сознания ребенка, что реальный и виртуальный мир – разные вещи. Что люди ведут себя по-разному в сети и в жизни. Что аватар не является лицом человека, а его комментарии – его мыслями. 

Устраивая счастье ребенка, не стоит давать ему полную свободу при общении онлайн. Однако, и запрещать такое общение категорично, без аргументов нельзя. Не отгоняйте ребенка от компьютера. Лучше – присядьте рядом и посмотрите в монитор вместе. 
 

Татьяна Гер, руководитель Психологической Мастерской "ДЫХАНИЕ", стаж работы 10 лет, гештальт-психолог: 

1 опасность, подстерегающая ребенка в Интернете: общение в чатах и форумах. 
Если ваш ребенок испытывает в жизни унижения и не уверен в себе, он может компенсировать самооценку тем, что становится на форумах и чатах сознательным провокатором конфликтов и оскорблений других участников. Это чревато тем, что ребенок растет с искаженными моральными принципами и чертами характера: трусостью, подлостью, неуверенностью, слабой волей в решении жизненных проблем. Конечно, родители не могут этого знать, если не смотрят, что пишет ребенок на форумах. Но родители должны быть внимательны к своим чадам и воспитывать ребенка так, чтобы его самооценка была достаточна. Унижать ребенка, больше наказывать, чем проявлять любовь, сравнивать своего ребенка с другими детьми не в его пользу – это все убивает самооценку. Даже если родители действуют из благих побуждений. 

Если ваш ребенок сам столкнулся с хамством в интернете, стоит объяснить ему, что есть такие особые люди, цель которых на форумах не общаться, а именно злить других людей. Поэтому ваш ребенок должен знать, что лучший способ сохранить спокойствие – это не замечать таких людей, воспринимать их как больных и поставить в известность модератора сайта о грубом поведении такого «персонажа». А также ребенок должен помнить, что таких участников нужно заносить в бан-лист (черный список). 

2 опасность. Тонкая грань между шуткой и издевательством в интернете. 
Дети любят подшучивать друг над другом. И интернет – прекрасная площадка для этого. Ребенку нужно объяснить, что увлекаться подшучиваниями в интернете – это плохо. Некорректно, неэтично, неуважительно по отношению к себе самому – надо выбрать слова, которые ваш ребенок поймет. Говорить «этого нельзя делать и все» - бесполезно. Ищите аргументацию, которая заденет ваше чадо. Пусть это будет даже манипуляция его слабыми сторонами – не важно. Например, если ваш ребенок стремится к лидерству, скажите, что сильный человек, который хочет, чтобы его уважали, никогда не будет говорить неприятные вещи другому через интернет даже если ему это кажется забавным. Такой человек будет говорить свое мнение в глаза. Иначе, где же его сила и уверенность? Это пример манипуляции желаниями ребенка, но зато он запомнит это. Шутками в адрес других в интернете увлекаться не стоит. Потому что подшучивая в реальной жизни, ребенок видит реакцию другого и может вовремя остановиться. Интернет не дает такой возможности. И вроде шутка может превратиться в трагедию для другого. Об этом ниже. 

3 опасность. Смешение виртуального и реального мира. 
Дети и подростки, общаясь в интернете, играя в онлайн-игры, воспринимают интернет как отвлеченное от реальной жизни пространство. Главная задача родителей – показать детям, объяснить, что интернет – это настоящее реальное общение с живыми людьми. И поведение в интернете имеет совершенно реальные последствия. Существуют печальные примеры того, что подростки не понимали этого. Например, в России несколько лет назад стал известен случай, когда одноклассники издевались над мальчиком, бывшим изгоем в классе. Ему посвятили целый сайт, где описывали, насколько он отвратителен, выкладывали его фото и организовав т.н. тотализатор, где принимали ставки «сколько еще он протянет?». Т.о. довели парня до сумасшедшего дома и суицида. Известны случаи, когда уже взрослые любители онлайн-игр (23,25 лет) убивали своих оппонентов по игре за то, что те помешали им выйти на новый уровень в игре. Это кажется диким и нелепым, но такие факты существуют. И все из-за того, что подростки, юноши и дети не понимают, что последствия поведения в интернете совершенно реальны. Вложить это в головы детей, конечно, не всегда просто. Но необходимо. Как это сделать – вопрос во многом индивидуальный, требует творческого подхода и понимания характера вашего ребенка, умения тонко выбрать те или иные аргументы. Но самая главная база – это никогда не терять личностный контакт с ребенком, находить время пообщаться с ним просто как с человеком – в общем, сохранять и развивать отношения. Создавать условия для развития нравственности, интеллекта и самооценки ребенка. Интеллект поможет ему просчитывать последствия своих шагов в интернете. Нравственность поможет ребенку выбирать тот или иной поступок. Высокая самооценка позволит ребенку отстоять свое мнение перед давлением порой жестоких товарищей. Уверенность в себе – совершенно необходимое качество, достичь которого обязан каждый ребенок. И каждый родитель обязан помочь ребенку расти в своих глазах. 

4 опасность. Уход в интернет-жизнь. 
Чтобы этого не произошло, у ребенка должны быть увлечения помимо интернета. Кроме того, он должен быть успешен в жизни. Увлечения желательно развивать с как можно более раннего возраста. Превентивно. Потому что предлагать ребенку заняться тем или иным хобби, когда вы уже видите, что ваше чадо полностью покорено общением в интернете, - редко бывает эффективным. Здесь нужен именно профилактический подход. Заранее (ну, и всегда) включайте ребенка в разные жизненные дела и интересы. Раскрывайте перед ним мир возможностей, помогайте и сами относитесь к жизни позитивно. Тогда ребенок больше поверит вам в том, как нужно правильно тратить свои временные и личностные ресурсы. 

С интернет-зависимостью бороться сложно, как с любой зависимостью.  Поэтому заражайте его энтузиазмом к жизни, поощряйте его любознательность. И конечно, решайте свои семейные конфликты между взрослыми, потому что неурядицы дома – хорошая причина, чтобы ваш ребенок спрятался от боли, страха и негативных эмоций в интернет. 
 
Источник: Живущие в сети
 
 
 
Похожие статьи:

КультураЖенщина в глазах мужчины.

КультураТеатр - целый мир, и мир - театр

НовостиФестиваль практической психологии

КультураПриглашение зависеть

КультураНе требуйте от ребенка невозможного

При комментировании материалов сайта соблюдайте правила общечеловеческой этики Понравился материал? Поделитесь с друзьями

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Владельцы этого сайта никогда не разделяют точку зрения авторов

По просьбе правообладателей будет удален любой контент, к которому есть обоснованные претензии

[b][/b]
[b]
[/b]