Божественная геометрия материального мира

11 марта 2011 -
article132.jpg

Многие века таинственное философское учение герметизма незримо влияло на развитие науки, искусства и религии.

 

Герметическая сакральная архитектура сотни лет царствовала  у древних иудеев, а позднее - у мусульман. 

Ислам, как и иудаизм, традиционно запрещал изображение людей. Этот запрет объясняется тем, что, изображая творения божии, человек уравнивает себя с самим Создателем. Но только Бог обладает правом создания форм из небытия, правом вдыхать жизнь в глину.  Для человека попытки стать равным Создателю  и творить подобные формы  считалось богохульством.

 

Подобно космосу у пифагорейцев, Бог в иудаизме и исламе един. Он есть все сущее. С другой стороны, формы ощущаемого мира многочисленны и разнообразны. В иудаизме и исламе эти формы рассматривались как свидетельство не божественного единства, а фрагментации нашего бренного мира.  Бог участвовал в творении не многообразия форм, а единых принципов, пронизывающих эти формы и лежащих в их основе. Другими словами, присутствие Бога можно обнаружить в закономерностях форм, определяемых исключительно угловыми градусами и числовыми соотношениями. Именно через форму и число, а не через разнообразие проявляется величие Бога. Поэтому божественное присутствие достигается в тех сооружениях, в основе которых лежат форма и число, а не изобразительные украшения.

 

Синтез формы и числа – это геометрия. Поэтому изучение геометрии ведет к постижению абсолютных законов - законов, которые свидетельствуют о лежащем в основе всего сущего порядке и плане, о всеобщей взаимосвязи. Этот основной план был, разумеется, непогрешим, непреложен и вездесущ - именно эти качества свидетельствуют о его божественном происхождении. Это видимое проявление божественной силы, божественной воли и божественного мастерства. Таким образом, и в иудаизме, и в исламе геометрия предполагает божественные пропорции, окутанные непостижимой тайной.

 

Архитектура - высшая реализация и применение геометрии,  которые идут дальше живописи и переводят геометрию в трехмерное пространство.

 

Герметизм эпохи Возрождения придал божественной геометрии новое направление, в основе которой лежали древнейшие учения  Каббалы, принципы Витрувия, учения Платона и Пифагора.

 

«Музыка и геометрия в основе своей составляют одно и то же, что музыка - это преобразованная в звук геометрия и что в музыке слышна та же гармония, которая пронизывает геометрию здания».

 

Придерживавшиеся герметических взглядов архитекторы обращались к принципам симметрии Витрувия, которые провозглашали «соответствие любой из множества деталей форме сооружения в целом». Законы космического порядка  воплощались в «математические соотношения, которые определяют гармонию в макрокосме и микрокосме», причем «важны не сами цифры, а их соотношения».

 

В Средние века церкви имели в плане форму креста, который символизировал распятого Иисуса. Примерно в 1450 году Леон Баттиста Альберти (1404-1472) написал первую для эпохи Возрождения книгу по архитектуре. Связывая архитектуру с музыкой, Альберти цитировал Пифагора: «Цифры, посредством которых согласие звуков кажется приятным нашему уху, те же, что радуют наш глаз и ум… Поэтому нам следует позаимствовать все законы гармонических соотношений у музыкантов, которым эти цифры прекрасно известны». Он утверждал, что в основе совершенной конструкции церкви должен лежать не крест, а круг. Круг, пояснял он, является наивысшей формой, которую можно найти в природе, - эту форму имеют звезды и земной шар. В «Тимее» Платона говорится, что Бог создал единый космос в виде сферы, «которая является самой совершенной из всех форм». Сам Альберти считал необходимым установить «единство пропорций всех частей здания», чтобы они соответствовали друг другу во взаимной и общей гармонии. Из всех геометрических форм лучше всего этому требованию удовлетворял круг.

 

Для Альберти - как и для других художников Возрождения - эта созданная человеком гармония являлась проекцией божественной и универсальной гармонии.

 

Благодаря идеям Альберти изменилась сама концепция божественности.  Акцент смещался от Бога Сына к Богу Отцу, к Создателю, который - по мнению Платона - создал единый живой космос в форме сферы. Церковь теперь стала не памятью о жертве и смерти, а восхвалением мироздания и его архитектора. Таким образом, молитвенный дом превращался в инструмент талисманной магии, вызывая циркуляцию божественного дыхания, связывая низ и верх, микрокосм и макрокосм в герметическое целое.

 

В 1560 году Андреа Палладио (1508 - 1580) опубликовал  монументальный труд по архитектуре, величайшую книгу эпохи Возрождения. Палладио продолжал и развивал идеи Пифагора, Платона, Витрувия ,Альберти,  Джорджи. Для Палладио красота «была результатом прекрасной формы и соответствия целого и частей, частей между собой, а также целому».

 

В основе теории Палладио  лежали гармоничные отношения между микрокосмом и макрокосмом.  «Невозможно сомневаться, что маленькие храмы, которые мы строим, должны напоминать тот великий храм, который благодаря всемогуществу Господа был в совершенном виде создан одним лишь словом». Палладио был сторонником архитектуры церкви, в основе которой лежал круг. Церковь в форме круга «заключена внутри лишь одного объема, у которого нет ни начала, ни конца… здание, каждая часть которого равноудалена от центра, превосходно демонстрирует единство, безграничную сущность, единообразие и справедливость Бога».

 

Ла-Ротонда (La Rotonda) —  вилла, построенная Андреа Палладио на вершине холма под Виченцой.

 

В архитектуре, как и во многих других областях, герметизм часто процветал в атмосфере, которая, на первый взгляд, казалась абсолютно враждебной ему. Именно такая ситуация сложилась в Испании во второй половине 16 века, в стране фанатичного католицизма, где господствовала инквизиция и правил жесточайший из монархов, Филипп II, объявивший себя защитником веры. Однако Филипп, несмотря на свою приверженность католицизму, увлекался философией герметизма. Он стал необыкновенно искусным алхимиком. После посещения Лондона, во время недолгого брака с Марией Тюдор, Филипп лично познакомился с Джоном Ди, который составил гороскоп для него и его жены. Это знакомство повлияло на появление одной из самых грандиозных идей Филиппа - строительство магического сооружения, сравнимого с Храмом Соломона из Ветхого Завета, причем себе он отводил роль Соломона.

 

Таким сооружением стал Эскориал -дворец, монастырь и церковь одновременно.

 

Эскориал был построен Хуаном де Эррерой, архитектором, Другом и личным магом Филиппа, которого можно смело назвать испанским Джоном Ди. Эррера был самым известным испанским магом своего времени, который регулярно «оказывал определенные оккультные услуги своему повелителю». Вероятно, это были услуги медицинского, астрологического и алхимического характера. Помимо полного собрания герметических текстов и других древних книг, в огромной библиотеке Эрреры хранились работы его непосредственных предшественников и современников: Фичино, Пико делла Мирандолы, Тритемия, Агриппы, Рейхлина, Парацельса, Джордано Бруно и Джона Ди.

 

Здание Эскориала было спроектировано и построено в строгом соответствии с принципами геометрической гармонии и пропорции. Различные фазы строительства тщательно рассчитывались и начинались в благоприятные с астрологической точки зрения дни. В Эскориале широко использовалась такая геометрическая фигура, как куб, считавшаяся священным символом в древних герметических текстах и работах средневекового философа-герметика с Мальорки Раймонда Луллия.

 

Современники считали Эскориал новым Храмом Соломона, сознательным воссозданием этого сооружения, и Филипп, который  носил титул короля Иерусалимского, приветствовал свое отождествление с древнееврейским царем из Ветхого Завета. Когда в 1582 году вышел перевод Витрувия на испанский язык, он был посвящен Филиппу II как «второму Соломону и царю архитекторов».

 

 

Испания всегда оставалась самой верной дочерью церкви, самым прочным бастионом европейского католицизма. Однако, в духовном центре этой религиозной ортодоксии находится,  величайшее достижение герметизма эпохи Возрождения.

 

Похожие статьи:

Новости17 марта - День Св. Патрика

Новости20 марта начался Навруз-Байрам праздник прихода весны и нового года

НовостиФестиваль практической психологии

НовостиВласти Москвы переходят к активной электронной форме отношений

КультураКен Уилбер - певец Божественной пустоты

При комментировании материалов сайта соблюдайте правила общечеловеческой этики Понравился материал? Поделитесь с друзьями

Рейтинг: +3 Голосов: 3 2988 просмотров
Леонардо да Винчи # 21 марта 2011 в 13:43 +1

Коды живой материи записаны языком бессмертных форм, близким к живописи и архитектуре.

Владельцы этого сайта никогда не разделяют точку зрения авторов

По просьбе правообладателей будет удален любой контент, к которому есть обоснованные претензии

[b][/b]
[b]
[/b]